+7 (4922) 32-22-90
Большая Московская ул., 66а/Планетарий
 

«Валерий Кубасов – гордость Земли Владимирской»

            

2025 год начинается знаменательным событием - исполняется 90 лет со дня рождения летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза, уроженца г.Вязники Валерия Николаевича Кубасова

 

1 Валерий Кубасов

Он родился 7 января 1935 года на Владимирской земле в городе Вязники в семье служащего. Ребенком пережил войну. В 1952 году окончил среднюю школу с серебряной медалью.

Как вспоминает Валерий Николаевич в своей книге «Прикосновение космоса»:

"Покинув родные Вязники, я приехал в Москву — поступать в МАИ. Именитость этого столичного вуза не пугала меня, выпускника провинциальной школы. Серебряная медаль, как мне казалось, гарантировала успех при собеседовании, которое нужно было выдержать вместо вступительных экзаменов. Почему МАИ? Отец мой, Николай Иванович,— механик. С детства я жил в мире болтов, гаек, шестеренок. Сколько помню себя, все пытался что-то мастерить, хотя не отстранялся и от любых домашних дел — мать-то была тогда разнорабочей, и часть забот по хозяйству лежала на мне и сестре Галине. Приходилось не только держать в порядке дом, но и заниматься огородом, сажать и копать картошку...

Как и многие мальчишки, грезил авиацией, которая совсем недавно стала реактивной, и мы, помнившие еще по военному времени стремительные винтовые «ястребки», теперь провожали восторженными взглядами невиданные прежде стрелокрылые МиГи. Звуковой барьер, полеты на сверхзвуковых скоростях... Было от чего пойти кругом голове. Решил окончательно и бесповоротно: буду инженером, самолетостроителем".

В 1958 году Кубасов окончил самолётостроительный факультет Московского авиационного института. С 1958 по 1964 год работал в ОКБ-1 под началом уроженца г.Владимира М.К. Тихонравова, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, сподвижника генерального конструктора С.П. Королева. В этом отделе занимался проектированием марсианского пилотируемого корабля (ТМК).С сентября 1964 года — начальник группы 17-го отдела (отдел баллистики). Для этой работы были необходимы очень глубокие знания математики, и Валерий Николаевич справлялся с ней отлично.

После успешного завершения программы «Восток» следующие пилотируемые космические полеты должны были осуществляться на кораблях «Восход». На корабле «Восход-1» только один из трёх космонавтов должен был быть профессиональным пилотом, два других места предназначались для медика и учёного (или инженера). В ту пору в Советском Союзе не было ничего более увлекательного, чем работа, связанная с космосом. Спустя несколько лет в конструкторском бюро начался набор сотрудников, желающих полететь в космос. А позднее гражданские специалисты в качестве бортинженеров понадобились в связи с разработкой и введением в эксплуатацию принципиально нового многоместного космического корабля «Союз».

Среди тех, кто подал заявление о желании полететь в космос, был и Валерий Кубасов. С добровольцами беседовал лично Сергей Королев. Тех, кто просто говорил, что хочет побывать в космосе, генеральный конструктор сразу отправлял восвояси. Кубасов же сказал: «Хочу испытывать технику, которую разрабатываю». Королеву понравился ответ, и молодому инженеру дали «зеленый свет».

В июле 1965 года Кубасов прошёл медицинское обследование в ИМБП (Институт медико-биологических проблем) в качестве участника первого набора космонавтов в отряд ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия») и был одним из 12 инженеров, прошедших все этапы отбора. Был включён в первую группу кандидатов в космонавты-испытатели. После медицинской комиссии в августе 1966 года в Центре подготовки космонавтов из первых «космических инженеров» остались четверо: Валерий Кубасов, Алексей Елисеев, Владислав Волков и Георгий Гречко. Каждому из них предстояло совершить не по одному полету и оставить свой след в истории космонавтики.

В 1966 - 1968 годах Кубасов учился в аспирантуре ЦКБЭМ (Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения). В 1968 году ему было присвоена ученая степень кандидата технических наук, с мая 1968 он космонавт-испытатель 731-го отдела, старший научный сотрудник. С марта 1968 года член КПСС.

Нельзя забывать, что работа космонавта – это не только сами космические полеты, а подготовка к ним, участие в дублирующих экипажах.

В сентябре 1966 — декабре 1968 года Валерий Кубасов проходил подготовку к полёту космического корабля «Союз» по программе «Стыковка», вместе с Андрияном Николаевым и Виктором Горбатко.

5 января 1969 года во время старта КК «Союз-5» был дублёром бортинженера корабля Алексея Елисеева.

С февраля 1969 года готовился в качестве бортинженера первого экипажа космического корабля «Союз-6» по программе полёта трёх пилотируемых кораблей.

Руководил отрядом космонавтов уроженец г.Меленки Владимирской области генерал-полковник авиации Николай Петрович Каманин.

Валерий Кубасов был женат на Людмиле Ивановне Кубасовой (Куровской), старшем инженере КБ автоматических систем управления. У них родились двое детей - Екатерина и Дмитрий.

Кубасов с семьей

 

 

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ

В 1969 году Валерий Кубасов совершил свой первый полет в космос по программе первого в мире группового полёта трёх космических кораблей «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8».

Космический корабль «Союз-6» в составе командира Георгия Шонина и бортинженера Валерия Кубасова стартовал 11 октября 1969 года. На следующий день, 12 октября, на орбиту отправился «Союз-7» с командиром Анатолием Филипченко, инженером-исследователем Виктором Горбатко и бортинженером Владиславом Волковым. 13 октября с Байконура стартовал «Союз-8». На борту находились командир Владимир Шаталов и бортинженер Алексей Елисеев. Во время полета проводилось сближение и маневрирование космических кораблей.

Во время полёта впервые в мире были проведены сварочные работы в космосе на разработанной в Институте электросварки имени Е. О. Патона аппаратуре. Когда-то сварку в космосе вполне справедливо считали чем-то фантастическим. Еще бы: глубокий вакуум, мгновенное рассеивание газа из свариваемой зоны, перепады температуры, невесомость — все это отличает условия работы в космосе от условий на Земле. Кроме того, подвижность космонавтов сильно ограничена, а скафандр подвержен риску деформации при попадании на него сварочных брызг. Однако же ученый Сергей Королев был решительно настроен превратить идею о космической сварке в реальность. Шонин и Кубасов смогли испытать вакуумный сварочный аппарат «Вулкан», который был установлен в эвакуируемом орбитальном модуле и дистанционно управлялся с возвращаемого модуля.

Сварка проводилась электронным лучом со сжатой дугой низкого давления и плавящимся электродом. Эксперименты подтвердили возможность сварки в невесомости.

Позывной Валерия Кубасовав этом полете был «Антей-2». Продолжительность полета составила 4 суток 22 часа.

За успешный полет и проявленные при этом мужество и героизм летчику-космонавту Валерию Кубасову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Кубасов и Шонин на экзамене

 

Кубасов и Шонин

 

Аппарат космической сварки

Шеврон Космическая сварка

otkrytka kosmos zvezdnaja eskadrilja 1971 g

Участники группового полета 1969 года

 

marki sssr 1969gruppovoj polet v kosmos

 

С 4 декабря 1969 года Кубасов - космонавт-инструктор, космонавт-испытатель 3-го класса. С 18 сентября 1970 по 20 марта 1971 года он проходил подготовку для полёта на ДОС (Долговременная Орбитальная Станция)   «Салют-1» в качестве бортинженера второго экипажа по программе 1-й экспедиции вместе с Алексеем Леоновым и Петром Колодиным. 23 апреля 1971 года был дублёром бортинженера КК «Союз-10» Алексея Елисеева.

 

  

РИСКУЯ ЖИЗНЬЮ

 С 27 апреля по 27 мая 1971 года Валерий Кубасов проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа КК «Союз-11» для полёта по программе 1-й экспедиции на ДОС «Салют-1» вместе с Алексеем Леоновым и Петром Колодиным. Работа космонавта – огромный риск, и Валерий Кубасов был в шаге от смерти. Будучи бортинженером корабля «Союз-11», Кубасов получил возможность войти в состав первого в истории экипажа этой космической станции. Однако за три дня до запуска медицинское обследование выявило тени у него в лёгких. Его лишили возможности полета. Вместе с ним потеряли место на «Союзе-11» его товарищи по команде Алексей Леонов и Пётр Колодин. Стартовал дублирующий экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева.

Диагноз, поставленный Кубасову - подозрение на туберкулез, был неверным - у него оказалась аллергия на пыльцу растений в районе космодрома Байконур. Эта ошибка спасла Валерия и его товарищей, но стоила жизни трём другим космонавтам. Экипаж «Союза-11» Добровольский, Волков и Пацаев погибли при возвращении на Землю 30 июня 1971 года из-за разгерметизации спускаемого аппарата. По новому техническому регламенту они находились там без скафандров. Это была огромная трагедия советской космонавтики. После гибели «Союза-11» вся программа «Союз» была приостановлена. После этого случая старты и возвращение на Землю космонавты стали проводить только в скафандрах.

 Валерий Николаевич в своей книге «Прикосновение космоса» отмечает: «Профессионализм в нашем деле - это не только способность не терять головы, не поддаваться панике в сложных ситуациях. Как правило, непредвиденные осложнения связаны с какими-то неполадками в технике, и чтобы знать, как реагировать на отказ, необходимо заранее проигрывать возможные ситуации на тренажерах. Ну, а если в реальном полете возникла непредвиденная ситуация, которую и предусмотреть-то никто не мог, значит, быстро, но не спеша все проанализируй, попробуй представить, чем вызван отказ и как его устранить. Отменное знание техники, множество тренировок в штатных и нештатных ситуациях, практический опыт полетов — вот что придает космонавту спокойствие, помогает сохранить трезвой голову даже в непредвиденных обстоятельствах».

Кубасов в экипаже корабля СОЮЗ-11

 Кубасов на медобследовании

Назначение нового экипажа который погибнет Кубасов с краю

 

С 10 октября 1971 по 24 мая 1972 года Валерий Кубасов готовился в качестве бортинженера первого экипажа 1-й экспедиции на долговременную орбитальную станцию (ДОС) «Салют-2» вместе с Алексеем Леоновым. Полёт был отменён из-за аварии РН «Протон» 29 июля 1972 года во время запуска ДОС на орбиту.

В августе - сентябре 1972 года готовился в качестве бортинженера первого экипажа к полёту по программе автономного полёта с целью испытания новых скафандров «Сокол-К». Полёт был отменён и совершён беспилотный полёт.

С 25 октября 1972 по 10 апреля 1973 года Кубасов проходил подготовку в качестве бортинженера первого экипажа 1-й экспедиции на ДОС «Салют-3» вместе с Алексеем Леоновым. Полёт был отменён из-за аварии станции на орбите в мае 1973 года.

 

ВАЛЕРИЙ КУБАСОВ О ПЕРВОМ КОСМОНАВТЕ ЗЕМЛИ ЮРИИ ГАГАРИНЕ

"Во времена нашей молодости мне довелось готовиться к полету вместе с Юрием на новом тогда корабле «Союз». В связи с этим то и дело возникали спорные ситуации, что-то не получалось и тогда я раздражался. Реакция Гагарина всегда была неизменной – он отличался спокойствием и хладнокровием. Во многом благодаря его влиянию я научился более спокойно вести себя в различных ситуациях, стал сдерживать эмоции там, где они не нужны. Однажды вечером после посещения завода «Союзов» мы шли с Гагариным, Николаевым и Горбатко по улице подмосковного Калининграда. Вдруг Юрий предложил зайти ко мне в гости. Мне же было стыдно пригласить друзей. Ведь я, жена, дочка и теща жили тогда в одной небольшой комнате старой коммунальной квартиры. Я прямо сказал об этом Юрию. А через несколько дней мне вдруг позвонили из завкома и сообщили, что дают новую квартиру. Вот так Гагарин помог мне с жильем".

Кубасов за работой

Кубасов и Гагарин  копия

 

ВТОРОЙ ПОЛЕТ

В 1970-х началась подготовка первого в мире международного космического полёта по экспериментальной советско-американской программе «Союз-Аполлон» (ЭПАС). Первые шаги были сделаны в начале 1970 года в ходе переписки директора NASA Томаса Пейна с президентом Академии наук СССР Мстиславом Келдышем. Были образованы рабочие группы для согласования технических требований по обеспечению совместимости существовавших на тот момент советского и американского кораблей — «Союза» и «Аполлона». 26—27 октября 1970 года в Москве состоялась первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей. Реализация проекта стала возможна после подписания 24 мая 1972 года в Москве председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным и президентом США Ричардом Никсоном «Соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Статьёй номер 3 соглашения предусматривалось проведение экспериментального полёта кораблей двух стран со стыковкой и взаимным переходом космонавтов в 1975 году.

Перед советскими и американскими учёными и конструкторами встала необходимость решения комплекса проблем, связанных с обеспечением совместимости средств взаимного поиска и сближения космических кораблей, их стыковочных агрегатов, средств связи и управления полётом, организационной и методологической совместимости.

Для проекта была создана первая в СССР международная цифровая сеть передачи данных, соединявшая площадки проекта в СССР и США и применявшаяся для расчётов траектории космических аппаратов.

Системы жизнеобеспечения (СЖО) кораблей «Союз» и «Аполлон» были несовместимы, прежде всего, из-за различия атмосферы. В «Аполлоне» люди дышали чистым кислородом под пониженным давлением (≈0,35 атмосферного), а на «Союзе» поддерживалась атмосфера, сходная с земной по составу и давлению. Системы аэроциркуляции и кондиционирования были построены на разных принципах. Сообщение между собой атмосфер кораблей привело бы к расстройству автоматики регулирования этих систем. Непосредственный переход из корабля в корабль по этим причинам был невозможен. Простое шлюзование не могло применяться из-за декомпрессионной болезни при переходе из «Союза» в «Аполлон».

Для обеспечения совместимости СЖО и средств перехода был создан специальный стыковочно-шлюзовой переходный отсек, который выводился на орбиту вместе с «Аполлоном» и позволял космонавтам и астронавтам переходить из корабля в корабль. Переходный отсек представлял собой цилиндр длиной более 3 метров, максимальным диаметром 1,4 метра и массой 2 тонны. Для создания переходного отсека были использованы наработки по лунному модулю, в частности, использовался тот же стыковочный узел для соединения с кораблём. После выхода на орбиту «Аполлон» так же, как «забирал» лунный модуль в лунных полётах, разворачивался на 180 градусов и стыковался с переходным отсеком, «забирая» его у второй ступени «Сатурна», но в процессе стыковки и расстыковки с «Союзом» этот узел не использовался.

При переходе экипажей из корабля в корабль в переходном отсеке создавалась атмосфера, соответствующая атмосфере того корабля, в который осуществлялся переход. Обычные костюмы советских космонавтов становились пожароопасными в атмосфере «Аполлона» из-за повышенного содержания кислорода в ней. Для решения проблемы в Советском Союзе в кратчайшие сроки был разработан термостойкий полимер, превосходивший описанные в литературе зарубежные аналоги. Из этого полимера была создана термостойкая ткань «Лола» для костюмов советских космонавтов. Исходные мономеры для получения термостойкого полимера были синтезированы при активном участии и руководстве известного советского химика Е. П. Фокина.

Совместимость стыковочных агрегатов требовала согласованности их принципиальной схемы, геометрических размеров сопрягаемых элементов, действующих на них нагрузок, унификации конструкции силовых замков, герметизирующих устройств. Штатные стыковочные агрегаты, которыми были оснащены корабли «Союз» и «Аполлон», выполненные по несимметричной парной активно-пассивной схеме «штырь-конус», не отвечали этим требованиям. Поэтому для стыковки на кораблях был установлен специально разработанный в КБ «Энергия» новый агрегат АПАС-75. Данная разработка — одна из немногих, созданных в рамках проекта ЭПАС, базовые элементы которой применяются до сих пор.

Для успешного проведения программы потребовались огромные усилия. Опыт Валерия Кубасова, как космического инженера, был здесь бесценен.

15 июля 1975 года Кубасов и Леонов стартовали на борту корабля «Союз-19». Это был первый советский запуск, транслировавшийся в прямом эфире. Два дня спустя американский космический корабль «Аполлон-18» пристыковался к «Союзу-19» с помощью специально сконструированных порта и стыковочного адаптера. В ходе полета впервые была выполнена стыковка на орбите кораблей разных стран: советского «Союз-19» и американского «Аполлон».

Как вспоминал Валерий Кубасов, предполагалось, что «Союз» должен облететь вокруг «Аполлона» на расстоянии 150 метров, однако, космонавтам это решение показалось слишком простым и они совершили маневр в 40 метров друг от друга. В итоге этого космонавты увидели лица друг друга в иллюминатор. По плану космонавты должны были пожать друг другу руки, пролетая над Москвой, но из-за технической ошибки, историческое рукопожатие между капитанами кораблей Алексеем Леоновым и Томасом Стаффордом состоялось над другой географической точкой. Первая космическая встреча русских и американских космонавтов произошла над Эльбой, как и встреча двух армий в Великой Отечественной войне 25 апреля 1945 года.

Проект доказал, что две сверхдержавы могут преодолеть политические разногласия и работать вместе для изучения космоса. Без этой миссии, в рамках которой на орбите впервые работал международный экипаж – советские космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов с американскими коллегами Томасом Стаффордом, Дональдом Слейтоном и Вэнсом Брандом – не были бы возможны полеты иностранных космонавтов на советских, а затем и российских, а также американских кораблях. Не было бы программы «Мир-НАSА» и современной программы Международной космической станции.

При совместном полёте было проведено несколько научных и технических экспериментов:

Искусственное солнечное затмение — изучение с «Союза» солнечной короны при затмении Солнца «Аполлоном»;

Ультрафиолетовое поглощение — измерение концентрации атомарного азота и кислорода в космосе;

Зонообразующие грибки — изучение влияния невесомости, перегрузок и космического излучения на основные биологические ритмы;

Микробный обмен — исследование обмена микроорганизмами в условиях космического полёта между членами экипажей;

Универсальная печь — изучение влияния невесомости на некоторые кристаллохимические и металлургические процессы в полупроводниковых и металлических материалах.

Валерий Кубасов провёл на борту «Аполлона» почти пять часов с американскими астронавтами. Возвращение на Землю состоялось 21 июля 1975 года. Продолжительность полета составила: 5 суток 22 часа. Позывной Кубасова в этом полете был «Союз-2».

За успешный полет и проявленные при этом мужество и героизм космонавту было присвоено звание Героя Советского Союза, он был награжден второй медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина.

Сатрт Союза

Apollo-Soyuz

 

Кубасов на американском корабле Апполон

Союз Апполон историческое рукопожатие

Кубасов первый полет

Экипажи Союз Апполон

Шеврон Союх Апполон

Союз Прибырие 

 

 

ТРЕТИЙ ПОЛЕТ

С 20 ноября 1978 по 18 мая 1979 года Кубасов проходил подготовку к полету в качестве командира экипажа по программе советско-венгерской экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-6» вместе с Берталаном Фаркашем. Полет был отложен из-за аварии корректирующе-тормозной двигательной установки. В связи с этим с 3 сентября 1979 по 12 мая 1980 года продолжал подготовку в режиме поддержания тренированности в этом же экипаже по той же программе.

Третий полет Валерия Кубасова в качестве командира космического корабля «Союз-36»состоялся с 26 мая по 3 июня 1980 года. Стыковка с орбитальной станцией «Салют-6» прошла успешно и вся, весьма обширная программа полета была выполнена.

Эксперимент "РАБОТОСПОСОБНОСТЬ" - с помощью прибора "Балатон №3" измерялась продуктивность космонавта. Определялось его физическое и эмоциональное состояние - замеряли частоту сердечных сокращений, пульс, засекалось время реакции. Прибор определял состояние космонавта даже по коже - если руки начинали потеть, аппарат немедленно фиксировал напряжение и давал знак, что пора отдохнуть.

Прибор KTD-11 - с помощью портативного устройства измерялись «простые» физиологические показатели в условиях невесомости - кровяное давление, температура тела, дыхательная функция.

Эксперимент "ДОЗА" (Дозиметр Pille) - прибор измерял количество радиации, воздействующей на астронавта в космосе. Впоследствии его усовершенствованную версию использовали на американских космических Шаттлах и на советских станциях Салют-7 и Мир.

Эксперимент "ИНТЕРФЕРОН" - предстояло выяснить, как ведут себя клетки интерферона в иммунной системе человека в условиях невесомости и гравитации. Оказалось, что на космическом корабле клетки производили в 4-8 раз больше интерферона, чем в лаборатории на Земле.

Эксперимент «Этвёш» - в ходе эксперимента космонавты следили за тем, как ведут себя различные сплавы в условиях нагрева и невесомости.

Программа "БИОСФЕРА-М" - наблюдение за поверхностью земли: берега океанов, вулканы, циклоны и штормы.

Берталан Фаркаш в основном изучал течения вокруг Фолклендских островов. При наблюдении использовалась камера - MKF-6M - это наполовину венгерское изобретение, идея самого прибора принадлежит Карлу Цейсу. Задача состояла в том, чтобы изучить распространение растительности, почвы и минеральных ресурсов. Также космонавты изучали критическое загрязнение озера Балатон в Венгрии.

На борту корабля космонавтам скучать не приходилось. Каждый день проводились научные исследования, эксперименты. Но находили время и для шуток, развлечений. Продолжительность полета составила 7 суток 20 часов. Позывной Кубасова в этом полете был «Орион-1.

Это был полет по международной программе «Интеркосмос», в котором на советских космических кораблях совершали полеты иностранные граждане и становились первыми космонавтами в своих странах. В программу входили союзные восточноевропейские государства Варшавского договора, Восточного блока, СЭВ и другие социалистические государства. Программа «Интеркосмос» действовала до окончательного распада социалистического лагеря в 1991 году.

Тренировка посадки на воду

Кубасов и Фаркаш

Кубасов и Фаркаш в космосе

Кубасов с венгерским космонавтом

 

Посадка Кубасов-Фаркаш

 Семьи Кубасов и Фаркаша

В Государственной Третьяковской галерее есть картина художника Юрия Королева «Космические братья», написанная в 1981 году.  На этом полотне шириной более трех метров можно увидеть космонавтов, участвовавших в космической программе «Интеркосмос». В их числе венгерский космонавт Берталан Фаркаш и Валерий Кубасов (в центре).

 

Картина

 

 

РАБОТА ПОСЛЕ ПОЛЕТОВ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С 1981 года Валерий Кубасов снова работал конструктором в ГКБ НПО «Энергия», был заместителем руководителя комплекса, руководителем службы, заместителем начальника отделения, участвовал в работе над созданием космической станции «Мир».

3 ноября 1993 года В.Н. Кубасов был уволен из отряда космонавтов в связи с уходом на пенсию по выслуге лет, и продолжил работать в научно-производственном объединении «Энергия» в должности заместителя руководителя одного из отделений. С 1997 года Валерий Николаевич Кубасов был научным консультантом отдела РКК «Энергия», Главного конструкторского бюро России.

Валерий Кубасов автор книги «Прикосновение космоса» (1984г.), соавтор книг «Межпланетные полеты» (1978г.), «Профессиональная подготовка космонавтов» (1985г.).

Кубасов дважды Герой Советского Союза, Герой Венгерской народной республики, награжден тремя орденами Ленина, орденом «Во славу Отечества» II степени, медалью «За заслуги в освоение космоса», золотой медалью им. К.Э. Циолковского АН СССР, золотой медалью им. Ю.А. Гагарина ФАИ. Он лауреат национальной премии «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» в 2008 году.

Кубасов

 

Каманин Шонин и Кубасов Игра в шахматы

Валерий Николаевич Кубасов в своей книге «Прикосновение космоса» (1984 г.) написал очень важные слова о профессии космонавта, о его миссии:

«Космонавты познают трудности многих «земных» профессий, но кроме того, они вынуждены испытывать длительное время невесомость, ставящую многие привычные понятия с ног на голову.

Вот и другая особенность нашей профессии — подготовка к полету длится неизмеримо дольше самого полета. К тому же нет, пожалуй, такого навыка, который рано или поздно не пригодился бы на борту космического корабля или долговременной станции.

Часто спрашивают, какое образование должен иметь космонавт, какой необходим ему объем знаний? Ответить могу, исходя из своего опыта.

Окончив Московский авиационный институт, я, признаться, и не предполагал, что мне, например, пригодятся некоторые полученные в его стенах практические навыки и теоретические знания по сварке. И вот в 1969 году неожиданно понадобился этот старый «багаж»: на «Союзе-6» мне пришлось выполнить первую космическую сварку. Разумеется, перед полетом я много тренировался, но давалось все гораздо легче, быстрее.

А как я жалел перед вторым своим космическим полетом, что не овладел английским. В школе и институте, даже в аспирантуре учил немецкий. Участие в программе «Союз» — «Аполлон» потребовало срочно освоить английский. И тут туго мне пришлось: ведь раньше было гораздо больше свободного времени... Вот и посудите сами, много ли должен уметь космонавт?

Программа нашей подготовки строится так, что знания охватывают практически все аспекты полета, все его элементы. Тем не менее очень трудно предусмотреть любую «мелочь». Вот почему в полной мере относим к себе мудрую сентенцию из старого циркуляра Морского технического комитета:

«Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать наперед соответствующие указания, а поэтому господа инженеры должны проявлять инициативу и, руководствуясь знанием своей специальности... прилагать все усилия для оправдания своего назначения».

Этот старый циркуляр и натолкнул меня на мысль обобщить накопленный нами опыт в виде своеобразных заповедей космонавта. Должен оговориться, что некоторые мысли были высказаны еще Сергеем Павловичем Королевым. Итак, вот они:

Помни, что в инструкции всего не предусмотришь, настоящий космонавт должен знать немного больше, чем она предписывает;

Инициатива инициативой, но старайся всегда придерживаться инструкции, иначе тебя посчитают недисциплинированным, а на тренировках еще и снизят оценку;

Если ты на орбите, никогда не спеши, даже в том случае, когда что-то произошло: секунда на орбите ничего не решает;

Старайся всегда советоваться с ЦУПом, но и сам проявляй инициативу;

Помни, что космический корабль - не самолет, а поэтому, если какая-нибудь динамическая операция не получается сразу, не старайся ее выполнить простым повторением;

Выдавая в полете команды на управление, будь внимателен; для этого всегда контролируй свои действия по пульту и мысленно;

Терпение, способность овладеть своими эмоциями — эти качества необходимо постоянно вырабатывать;

Не сочиняй, точно записывай и наговаривай, что видишь и чувствуешь;

Летай дольше, помни: полет стоит дорого;

Героем можешь ты не быть, но космонавтом быть обязан...

Думается, сегодня проходит проверку не только техника, но то главное, что поможет землянам достичь далеких миров. Я говорю о международной кооперации, о соединении усилий многих стран во имя интересов всего человечества.

Ради настоящего и будущего — и не только космического — работали на орбите советские космонавты и американские астронавты. Специалисты наших стран затратили немало усилий, чтобы найти общую атмосферу для «воздушного» «Союза» и «кислородного» «Аполлона». Казалось, и в отношениях самих наших стран установилась тогда атмосфера взаимопонимания и доброго сотрудничества. Прошло лишь несколько лет, и снова из-за океана потянул сквозняк «холодной войны». Но я и мои товарищи космонавты верим: две ведущие космические державы планеты еще выделят своих представителей для объединенного экипажа землян.

Космос принадлежит всем людям. И мы, располагающие передовой космической техникой, распахнули ворота в космос представителям стран социалистического содружества, побывали на орбите французский и индийский парни. Мы готовы к любому сотрудничеству в космосе и на Земле с теми, кто стремится к миру и прогрессу на нашей матери-планете!»

Кубасов у дома Королева

Кубасов на съезде

 

Книга обложка

 

ПАМЯТЬ О ВАЛЕРИИ КУБАСОВЕ НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ

Заслуги Валерия Николаевич Кубасова в развитии космической отрасли страны отмечены на его родной земле. Исполнительный комитет Владимирского городского Совета депутатов трудящихся решением № 115 от 14 ноября 1969 года присвоил летчику-космонавту звание «Почётный гражданин города Владимира». Основанием для присвоения стало успешное осуществление группового полёта космических кораблей «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8» и отлично выполненная программа научно-технических и медико-биологических исследований, а также проявленные при этом мужество и героизм. Валерий Кубасов является почетным гражданином родного города Вязники. В 2016 году Валерию Николаевичу Кубасову посмертно присвоено звание «Почетный гражданин Владимирской области».

Память о космонавте Валерии Кубасове увековечена в городе Вязники бронзовым бюстом, открытым 23 июля 1983 года на улице Комсомольской. Его создали скульпторы А. Елецкий и Г. Постников. Также память о Кубасове увековечена на Аллее славы Вязников, где представлены имена двадцати шести Героев Советского Союза, уроженцев города, в том числе лётчика-космонавта В.Н.Кубасова.

Кубасов в Вязниках

 

Кубасов встреча с школьниками

Памятный бюст Кубасова

 

 Валерий Николаевич Кубасов неоднократно приезжал в г. Вязники, выступал в школах, рабочих коллективах, перед общественностью города. Ежегодно в Вязниках проходили традиционные встречи космонавта со школьниками. Знаменитый земляк рассказывал о своей жизни и деятельности, участии в космических полетах, встречах с выдающимися учеными, космонавтами. Он старался не пропускать Фатьяновские песенные праздники.

В городе Вязники есть уникальный музей в родной школе Валерия Кубасова. Как вспоминает бывший директор этой школы Татьяна Николаевна Маркелова:

"Особые чувства я испытала в 1987 году, когда меня назначили директором, и я первый раз вошла в небольшой музей, посвященный выпускнику Валерию Кубасову. И, конечно, была безмерно благодарна его создателям – тогдашнему директору школы В. А. Бачурину, секретарю по идеологии Вязниковского ГК КПСС Е.В Зинцову, педагогам Н.М. Татарченко, Ф.И. Ерастовой, А.В. Зюзиной, пионервожатой Наталье Красновой и др.

Открытие музея состоялось в 1971 году, на нем присутствовал сам герой. Он оставил в книге памятные пожелания учащимся и педагогам.

Начатое дело стало одним из главных направлений воспитательной и поисковой работы школьного коллектива. Уже в 1974 году делегация школы участвовала в 1-м слете музеев космонавтики и ракетной техники в г. Москва. В 1981 году музей имени В.Н. Кубасова был удостоен Диплома 1-ой степени за победу в областном смотре школьных музеев. В 2005 году музей стал членом общероссийской общественной организации «Ассоциация музеев космонавтики России».

В.Н.Кубасов ежегодно приезжал в Вязники и в родную школу, в том числе на ее юбилеи — 190 и 200-летие. И его жена Людмила Ивановна активно принимала участие во всех встречах космонавта с детьми.

Не могу забыть ответ Валерия Николаевича на вопрос школьника об ощущениях на борту корабля: «Ты наблюдаешь бескрайность Вселенной: кругом тишина, яркие звезды… Ты чувствуешь себя частью Вселенной на этом маленьком корабле. И надо сделать так, чтобы посадить его на Землю, которая ждет тебя и надеется на тебя, на то, что все будет хорошо. Ощущаешь огромную ответственность».Это ли не воспитание школьников?

В то время при поддержке В.Н. Кубасова учащиеся побывали во многих исторических и памятных местах, связанных с освоением космоса, в том числе, тогда еще в НПО «Звезда», где школьному музею подарили кресло-ложемент, в котором космонавт возвращается на землю.

В 2000 году Кубасов способствовал проведению региональной научно-практической конференции молодых исследователей, посвящённой международной космической программе «Союз - Аполлон». Валерий Кубасов не оставлял без поддержки вязниковских школьников, принимавших участие во Всероссийских конкурсах «Космос», «Шаг в будущее», «Звёздная эстафета»".

Школа Кубасова г.Вязники

 

Доска на школе

 

Кубасов в школьном музее

 

Кубасов в школьном музее-

Валерий Николаевич часто приезжал не только в Вязники, но и в Киржачский район, на место гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина. Кубасов был хорошо знаком с первым космонавтом Земли по тренировкам для полетов в космос.

После полёта по программе «Союз-Аполлон» в 1979 году В.Н. Кубасов передал Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику свои личные вещи на вечное хранение. Они размещены в «Галерее славы» в экспозиции «Золотые ворота» - символе города Владимира. Там хранятся секундомер, ботинки, шлемофон и авторучка, которыми пользовался Валерий Кубасов в космическом полете на корабле «Союз-6», а также его скафандр.

Скафандр Кубасова в Золотых воротах

 

Валерий Николаевич Кубасов скоропостижно скончался 19 февраля 2014 года в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище столицы. В этом же году школе №2 г.Вязники постановлением администрации Владимирской области было присвоено имя дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Валерия Николаевича Кубасова.

Могила Кубасова

2 сентября 2024 года состоялось торжественное открытие обновлённого музея «Земляки» в Вязниковской средней школе №2 имени В.Н.Кубасова. Его реновация проводилась по проекту «Второе дыхание», который разработала команда студенток Педагогического института ВлГУ и Владимирского политехнического колледжа в рамках «Флагманского слёта». Его провели Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой и Министерство образования и молодёжной политики региона в целях реализации нацпроекта «Образование».

Благодаря проекту студентов, а также спонсорской помощи от компании «ЭлРос», в музее полностью заменили пол, освещение, витрины, на которых разместили новые экспозиции. Команда осуществила оцифровку всех фотографий из семейного архива Валерия Николаевича и разместила их в цифровой среде «Фиджитал». Таким образом, не только школьный музей получил второе дыхание, но также появилась виртуальная выставка, с которой могут ознакомиться учащиеся со всей России.

Глава администрации Вязниковского района Игорь Зинин вручил двухдневную путёвку в Звёздный городок ученикам школы, активно участвовавшим в реализации проекта. А дочь космонавта – Екатерина Кубасова – подарила школьному музею книгу по истории космонавтики и личные фотографии из семейного архива.

Как отметил директор средней школы №2 города Вязники Дмитрий Варакин: «Мы даём возможность детям мечтать о космосе, мечтать стать космонавтом и вообще ставить великие цели. Тогда у ребёнка всё должно получиться! Огромная благодарность всем, кто принял участие в реализации проекта реновации музея».

Школьный Музей в Вязниках после реновации

Портрет Валерия Николаевича Кубасова находится в Парке покорителей космоса им. Юрия Гагарина, открытом 9 апреля 2021 года. Это мемориально-образовательный комплекс под открытым небом в Саратовской области недалеко от места приземления Юрия Алексеевича Гагарина и его капсулы, в 16 км от города Энгельс.

Кубасов также почётный гражданин городов Калининград, Калуга (Россия), Аркалык и Караганда (Казахстан), Атланта, Нью-Йорк, Нашвилл, Сан-Франциско, Солт-Лейк-Сити, Хьюстон (США).

По инициативе Управления культуры администрации г.Владимира с января 2025 года запланированы памятные мероприятия к 90-летию В.Н. Кубасова в течение всего года. Во Владимирском планетарии состоится открытие просветительской фотовыставки «Валерий Кубасов – наш земляк в космосе!», пройдет творческий поэтический конкурс «Звездный путь», приуроченный к 90-летию со дня рождения В.Н. Кубасова и творческий конкурс художественных работ «Моя гордость - Байконур, посвященный 70-летию космодрома Байконур. Все свои полеты Валерий Кубасов совершил именно с космодрома Байконур. Состоится презентация новой лекции-сеанса о Валерии Кубасове. Подготовлен специальный раздел на официальном сайте Владимирского планетария, посвященный жизни и деятельности В.Н. Кубасова. Праздничные мероприятия в планетарии пройдут ко Дню космонавтики 12 апреля, а также в октябре 2025 года к Всемирной неделе космоса.

Всю свою жизнь Валерий Кубасов посвятил своей мечте. Он исследовал Вселенную, пытался познать неизведанные тайны мироздания. Он - великий человек, которым гордятся его семья, коллеги, владимирцы и все россияне. Мы благодарны за великое наследие, которое он нам оставил!

Кубасов портрет 1

 

 

 PKB
 
Kubasov
 
Vlad Planeta
 
FKR
 BPK1
 65 22
 Pl i i s
 
 
 tel2.jpg
 
 Prod
Anketa.jpg  
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Новости

Дорогие друзья!Во Владимирском планетарии завершились показы новой полнокупольной программы «Российские орбитальные обсерватории»!Программа создана Ассоциацией планетариев и лиц, содействующих их развитию,...
Дорогие друзья!Во Владимирском планетарии продолжаются премьерные показы новой полнокупольной программы «Российские орбитальные обсерватории»!Программа создана Ассоциацией планетариев и лиц, содействующих их...
2025 год начинается знаменательным событием – 7 января исполняется 90 лет со дня рождения летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза, уроженца...
Дорогие друзья!Во Владимирском планетарии продолжаются показы новой полнокупольной программы «Российские орбитальные обсерватории»!Программа создана Ассоциацией планетариев и лиц, содействующих их развитию,...
Друзья!А знаете ли вы, что на орбите Земли работают российские космические телескопы?Для многих это стало настоящим открытием!А узнать подробно о...

Звоните нам по телефону
+7 (4922) 32-22-90

Написать письмо
E-mail: planetarium-33@mail.ru

Мы ждем Вас по адресу:
Большая Московская ул, 66а
МБУК «Владимирский планетарий»


Правила поведения
в МБУК «Владимирский планетарий»

pdf  Правила

 
© 2013 МБУК «Владимирский планетарий»
создание сайта: stglory.ru